Бухалина Наталья Владимировна
Творческий проект на тему: «Использование техники оригами в художественно-речевой и театрализованной деятельности старших дошкольников»Тема: «Использование техники оригами в художественно-речевой и театрализованной деятельности старших дошкольников» Возраст: 5-6 лет старшая группа. Сроки – реализации: Январь– март. ФИО педагога: Бухалина Наталья Владимировна. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Задачи: Образовательные: · создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности; · познакомить детей с техникой оригами, пятью базовыми формами; · обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами; Развивающие: · развитие интереса к моделированию и конструированию; · развитие логического мышления; · развитие коммуникативных способностей; · развитие творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников; Воспитательные: · воспитание эстетического вкуса у детей при изготовлении поделок и композиций; · воспитание аккуратности, самостоятельности. Актуальность: Оригами- это удивительное, занимательное искусство, которое обладает притягивающей к себе силой. Понятие «Оригами» произошло из японского языка. В буквальном переводе оно означает «сложенная бумага», так как «Ори» переводится, как «сложенный», а «кама» - «бумага». На Русь Оригами пришло в 20 веке. Одним из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая 2-го. Обучил их этому мастерству филолог из Кембриджа, которого пригласили для обучения наследника престола. Детям это занятие сразу же пришлось по душе. Ещё долгое время Оригами в России оставалось «детским искусством". Историки утверждают, что многие известные миру люди занимались Оригами всерьёз. К их числу относят русского писателя Льва Толстого. Как мы все знаем, не все дети любят сидеть и вышивать, особенно мальчики, не у всех детей хорошо получается с рисованием, аппликацией, но искусство Оригами доступно всем детям. Бумага - доступный и универсальный материал. Складывая фигурки из бумаги, т. е. занимаясь Оригами, ребёнок концентрирует всё своё внимание на этом сложном творческом процессе. Ведь действовать автоматически, делая оригами, не подключая сознания невозможно. Поэтому занятия этим древним японским видом искусства, являются психотерапией, которая помогает отвлечься от повседневных забот, помогает тренировать память. Также занятия Оригами способствуют повышению содружественной активности левого и правого полушарий головного мозга, поскольку во время складывания фигурок необходим одновременный контроль над движениями обеих кистей рук, что ведёт к ряду положительных сдвигов в организме у ребёнка. Психологи сделали достоверные выводы о том, что Оригами: улучшает мелкую моторику обеих кистей рук; повышает активность работы обеих полушарий головного мозга; повышает уровень интеллекта, улучшает развитие речи; активизирует у ребёнка творческое мышление; развивает воображение; улучшает глазомер; снижает тревожность, пугливость, раздражительность; активизирует и стабилизирует хорошее настроение! Оригами не только и не столько знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование радостного для ребёнка занятия с целью развития у него целого комплекса навыков. Во время занятий с детьми Оригами необходимо стремиться не только научить работать с бумагой, но и развить у них пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям взрослого, и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. Полезно и даже необходимо также развивать устную речь ребёнка, стремиться сделать её красивой, грамотной, научить ребёнка свободному общению. На занятиях с применением Оригами можно не только складывать, но и знакомить с персонажами русского фольклора. Та, или иная фигурка может сочетаться с загадкой, стихами, прибауткой. Воспроизведение действий, показанных взрослым, не является для ребёнка простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соизмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны совпадали. При слабой ещё координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере, эти действия требуют от детей волевого и мыслительного напряжения. Отношение детей к Оригами существенным образом изменяется, когда они видят, что из бумаги получается определённая поделка или игрушка. Именно тогда у ребёнка возникает желание заниматься дальше, продолжать занятия дома. Важное место занимают игровые приёмы, художественное слово, советы, вопросы. Необходимость создания данного проекта была продиктована тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящена вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. Реализуя образовательную программу, я пришла к выводу, что существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги, поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и ребенок мало её использует. Так же я считаю, что необходимо развивать и поддерживать интерес к бумаге в ДОУ. Недостаточная степень развития технических навыков тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот: если ребенок успешно овладевает техническими навыками: обрыванием, сминанием, сгибанием, скручиванием, это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению поисковой деятельности; усвоению простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем; стимулированию творческого отношения к работе. Работа с бумагой при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приемов дают обучающий и развивающий эффект. Я считаю, что большие возможности для развития творческих способностей детей таит в себе искусство оригами. Цель: Познакомить детей с искусством «Оригами»; научить выполнять поделки способом «Оригами»; развивать творческие способности у детей посредствам искусства оригами.
Iэтап: Предварительная работа: · Опрос детей; · Сбор и систематизация материала; · Создание условий для детского творчества; · Книжный центр: внесение альбома для рассматривания «Оригами», книги о животных; · Центр искусства: материалы и инструменты для оригами (цветная бумага, схемы базовых форм); · Составление тематического планирования; · Анкетирование родителей.
II этап:
Организация деятельности с родителями. · Беседы; · Консультации «Волшебный мир оригами»; «Влияние оригами на развитие речи дошкольников», «Роль оригами в развитии детей»; · Практические задания: изготовление оригами совместно с детьми дома; Продукты проекта для детей. · Выставка поделок оригами: матрешка, котенок, цветочек, сердечко, тюльпаны, животные к сказке «Заюшкина избушка». · Создание коллективной работы по сказке «Рукавичка». Продукты для родителей. · Совместное творчество с детьми; · Консультации «Волшебный мир оригами»; «Влияние оригами на развитие речи дошкольников», «Роль оригами в развитии детей»;
III этап: Результаты: · Выставка поделок оригами: матрешка, котенок, цветочек, сердечко; тюльпаны; животные к сказке «Заюшкина избушка». · Создание коллективной работы по сказки «Рукавичка». · Выставка совместного детского творчества с родителями. Для детей: · Сформированные знания у детей об искусстве оригами; · Освоение детьми базовых форм оригами; · Умение использовать в работе схемы; · Умение действовать в соответствии с замыслом; · Умение самостоятельно изготавливать поделки оригами; · Владеют умением выстраивать композицию.
Для родителей: · Информированность об искусстве оригами; · Проявление интереса к деятельности детей в детском саду. В результате проведённой работы, дети стали более внимательными, усидчивыми. Выполнение поделок способом оригами заинтересовывало не только детей, но и родителей. Дети с интересом выполняют поделки самостоятельно и используя схемы. Их радует моментальное превращение листа бумаги в различные фигурки. Они научились точно и аккуратно складывать бумагу и заглаживать сгибы. Дети с удовольствием обыгрывают поделки, проявляют творчество в своей работе. Считаю, что проведённая мною работа бала плодотворной и полезной детям. Проект прошёл через все образовательные области и затронул все виды детской деятельности. 4 февраля 2016 в 21:05
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.